14.09.2018
Детский логопед рекомендует…
20 советов родителям
Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.
Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА
Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.
Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).
Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.
Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ
Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.
Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА
Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ
Ребенок владеет словом на двух уровнях:
понимает его – пассивный словарь,
говорит – активный.
Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ЗВУК
Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).
Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ
Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.
Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …
Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ
Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.
Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ
Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
Советы логопеда родителям дошкольников.
В раннем дошкольном возрасте, когда недостатки звуковой стороны речи являются как бы особенностью детей, подлаживание родителей и окружающих под детскую неправильную речь нередко приводит к задержкам у них развития речи. Не слыша правильной речи, дети в таких случаях не обращают внимания на свои речевые недостатки, уверенные, что они говорят хорошо, и не стремятся к правильному произношению.
Задерживающиеся в речи у ребенка недостатки в дальнейшем ограничивают его общее развитие. Так как именно через речь ребенок знакомится с окружающим его миром, входит в окружающую его жизнь. Пяти шестилетние дети с дефектами речи начинают понимать, что они говорят не так, как все, начинают стесняться своих речевых недостатков, обижаются, если их переспрашивают, неохотно отвечают на занятиях в детском саду или вообще взрослым, а иногда вовсе не отвечают, молчат. Дети, у которых недостатки речи не осложняются тяжелыми психическими переживаниями, в дальнейшем тоже страдают от них. Школьники испытывают затруднения в усвоении грамоты, особенно в правописании. Давно известно положение – как ребенок говорит, так и пишет. Недостатки произношения мешают людям даже в выборе профессии. Ребенок овладевает правильным звукопроизношением постепенно: в период с 9-18 месяцев появляются первые слова, а при правильной постановке воспитания речи в семье к 4-5 годам постепенно исчезают и недостатки произношения, свойственные младшему дошкольному возрасту. Чтобы предупредить появление недостатков речи у ребенка, родители должны знать, прежде всего, причины, их вызывающие.
К 5-6 годам речевой механизм у детей приобретает достаточную гибкость и подвижность для овладения правильным звукопроизношением. Неумение говорить в этом возрасте, еще те или иные звуки следует расценивать у него как дефект речи. Родителям необходимо, прежде всего, уделять внимание на состояние у детей органов речи и особенно слуха, без которого невозможно появление и развитие речи. Профессор М.Е. Хватцев рекомендует:
«Беречь уши детей от холода, содержать их в частоте, предупреждая тем самым воспаления и нарывы в ухе, из-за которых может понизиться или совсем пропасть слух. Оберегать голову ребенка от ударов, не дергать за уши, не бить по уху, не целовать в ухо, не допускать проникания в уши воды: охранять слух от резких и сильных ударов-звуков дома во время сна ребенка,- все это ослабляет слух и даже может вызвать глухоту. Своевременно лечить ушные болезни, обращаясь за помощью к врачу. Нельзя пользоваться домашними средствами: вливать в ухо масло, делать припарки, удалять из ушей инородные тела, серу, гной. Очень важно содержать у ребенка в порядке носоглотку, не допускать хронических насморков, своевременно сделать операцию зашивания расщелины губы или неба, применить протез, исправить неправильное строение челюстей, рост зубов, подрезать при необходимости уздечку языка».
Родителям необходимо следить за тем, чтобы их ребенок чистил зубы, не допускать запущенного состояния зубов, а в случае необходимости своевременно их лечить, пломбировать. Не допускать длительного сосания твердого рожка, особенно пальца, продолжительного лежания на одной щечке, что может вызвать неправильное строение челюстей и зубов. Для правильного формирования у детей речи и голоса родителям следует помнить, что: в младенческом возрасте необходимо умерять слишком бурные проявления, расстраивающие дыхание и вызывающие судороги голосовых связок.
Не приспосабливаться под детскую речь: чем больше ребенок будет слушать правильную и понятную речь, тем чище будет сам говорить, тем быстрее и правильнее разовьется его собственная речь: Всякого рода недочеты, свойственные речи маленьких детей, следует исправлять, произносить правильно данный звук или слово, показывая ребенку правильную артикуляцию в форме игры. Следует приучать детей правильно пользоваться в своей речи дыханием, говорить медленно, четко, достаточно раскрывая рот, громко, но не крикливо, меньше и тише говорить при насморке и хрипоте. Для правильного развития речи очень полезны игры, связанные с пением, маршировкой под музыку, с речью под ритмические движения рук и ног и т.д.
Помните, чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможность познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение и личность в целом. В случае, если у ребенка к 5-6 годам все еще имеется неправильное произношение отдельных звуков. В этом случае необходимы специальные речевые занятия родителей со своим ребенком.
Занятия должны быть направленные на достаточное развитие слуха, активизацию мышц языка, губ, на воспитание навыков правильного звукопроизношения. Для успешной работы с плохо говорящим ребенком родителям, прежде всего, следует определить, какие звуки ребенок произносит неясно, неправильно и как нарушается правильный звук. Бывает так, что правильный звук у ребенка есть, но произносит он его неустойчиво: иногда говорит, иногда нет. Необходимо ребенку объяснить, когда он сказал звук правильно, когда нет, и, подбирая слова, фразы, стишки, потешки нужно добиваться от ребенка, чтобы он произносил правильно звук. Наиболее часто искажаются звуки ш, ж, ч, щ, р, л, с, з, ц, х. Чтобы определить, как ребенок эти звуки произносит родителям следует подобрать картинки или игрушки, предметы одежды, домашнего обихода и попросить ребенка назвать их. При этом внимательно слушать, как ребенок произносит в слове интересующий вас звук.
Речевую работу с ним лучше начинать со специальных подготовительных упражнений для развития слухового восприятия, для активизации мышц языка, губ. Упражнения эти проводятся в форме игр. С этой целью рекомендуем следующие игры: «Что мы делаем?»- ребенок определяет на слух, как взрослый шуршит бумагой, звонит в колокольчик, хлопает в ладоши. «Угадай кто это?» – родитель подражает крику различных животных или птиц, а ребенок угадывает этих животных и называет их. «Что это?»- ребенок угадывает на слух предмет по которому постучал родитель(в барабан, бубен, погремушку, в стакан, блюдце, чайник). «Определи звук?»- ребенок на слух определяет наличие в словах определенного звука, например, звук ш в словах шапка, лягушка, мышь имеется, а в словах собака, усы, рыба – нет. Ребенок определяет, имеется ли в называемых словах звук. Определить на слух место данного звука в слове.
Даже, если у ребенка в речи несколько неправильных звуков, что бывает нередко, работу по исправлению недостатков звукопроизношения следует проводить постепенно, воспитывая одновременно один или два звука. Начинать работу лучше с того звука, который легче получается. Если в результате упражнений или игр на звукопроизношение у ребенка получился правильный звук, то этот звук следует закреплять в слогах, а затем в стихотворениях, самостоятельной речи. Следует помнить: сознательное, требовательное отношение родителей к речи ребенка помогает формированию у него правильной во всех отношениях речи.
Уважаемые родители! Будьте сознательными воспитателями необходимой культуры речи своего ребенка. Это вы поможете его правильному общему развитию, поможете ему вырасти полноценным членом нашего общества. Если вы не в силах самостоятельно исправить у своего ребенка недостатки звукопроизношения, вам следует обращаться за помощью к специалистам-логопедам, которые окажут помощь.
Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни ребёнка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее.
Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия - нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.
Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 2,5–3 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учётом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определёнными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.
Логопеды советуют
- развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
- разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
- каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
- чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
- говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
- не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
- использовать упражнения для развития мелкой моторики.
- при заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.